Самооценка в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. А именно: обучение обобщенным способам действий в сфере научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей.

В младших классах учебная деятельность направлена на формирование нового типа отношения к действительности, которое связано с умением оценивать познаваемый объект с точки зрения общественно одобряемых критериев. Такое отношение к действительности вооружает ребенка средствами объективной оценки своей деятельности, ее процессов и результатов, и, следовательно, самого себя как субъекта деятельности. Это дает основание полагать, что именно в младшем школьном возрасте в учебной деятельности формируются интеллектуальные аспекты самооценки.

Т.Ю. Андрущенко (1984г.) выделяет два вида ситуации, направленных на актуализацию самооценки и осознание средств ее обоснования на уроках.

Во-первых, это ситуации, реализующие общие условия формирования самооценки, связанные с организацией осознания ребенком структуры своей деятельности, прежде всего способов действия; осознание ребенком этой стороны деятельности вооружает его необходимыми по содержанию средствами обоснования самооценки.
Во-вторых, это ситуации, реализующие специфические условия формирования самооценки, связанные с непосредственным анализом собственных возможностей выполнения своей работы; эта сторона деятельности позволяет ребенку выделить в качестве объекта оценки себя как субъекта собственной деятельности.

Учащимся, ориентирующимся на способ действия, присущ исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей включения в новый вид или новый контекст деятельности, относительная эмансипированность от внешне выраженных успехов на этапе первичной ориентировки в деятельности; использование в качестве основания самооценки обращения к анализу предмета деятельности и способов его преобразования. Все это говорит о том, что сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции.

Для учащихся, не ориентирующихся на способ действия, в большей степени характерны категорический тип самооценки, недостаточная рефлексивность, зависимость самооценки от внешне выраженных успехов на этапе первичной ориентировки в деятельности; использование в качестве оснований самооценки обращения к результативным сторонам деятельности, к эмоционально-потребностной сфере, к внешним оценкам. Обычно различают общую и частную самооценку («Я хороший», «Я хорошо умею рисовать»).

 

Интересная статья? Поделись с друзьями:
Оставить отзыв