Самооценка и ее особенности в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст – период интенсивного становления учащегося как субъекта деятельности. Превращение ученика в подлинного субъекта учебной деятельности предполагает умение всесторонне объективно оценивать особенности своей личности, результаты своей деятельности, свои потенциальные возможности, осознание которых выражается в самооценке, являющейся важнейшим компонентом учебной деятельности.

«Результаты интегративной работы в сфере самопознания, с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностного самоотношения – с другой, объединяются в особое образование самосознания личности – в ее самооценку».

В психологических исследованиях самооценка рассматривается в двух планах: как компонент самосознания и как один из важнейших механизмов саморегуляции. В структуре самосознания самооценка, являясь важным личностным образованием, занимает одно из ведущих мест.

Самосознание, самопознание, самокритика, самоутверждение и самооценка — важнейшие фундаментальные образования личности.
«Самосознание — высшая форма психики, свойственная только человеку»

— это осознание и оценка человеком своих знаний, нравственного облика и мотивов поведения, идеалов и интересов, целостная оценка самого себя, как чувствующего, мыслящего и деятельного субъекта, то есть понимание, что человек собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем определяются эти взаимоотношения.

В структуру самосознания входят следующие компоненты: осознание собственного Я и своих психических свойств, определенная система социально-нравственных самооценок. Наиболее ясно самосознание проявляется в самооценке, которая рассматривается как важный компонент самосознания, оценка личности самой себя, своих качеств, физических и психических возможностей, отношение к своим способностям, достижениям и неудачам, отражение мотивов, притязаний и стремлений и, наконец, определение своего положения среди других людей.

«Самооценка, самоконтроль и коррекция поведения — неразрывно связанные процессы».

Саморегулирование поведения личности — один из компонентов самосознания, которое включает так же и самокритичность. Самооценка в этом случае рассматривается как оценка самим индивидом тех действий, которые он совершает, и тех его психических свойств, которые в этих действиях проявляются, и является особым психологическим аппаратом, необходимым механизмом саморегуляции, то есть без самооценки поведение не может быть саморегулирующимся.

Оценка себя как субъекта деятельности по своему содержанию выступает как определение человеком своих реальных возможностей и имеющихся способностей при включении в тот или иной вид деятельности, в соответствии с требованиями этой деятельности.

Хорошо сформированная система саморегуляции деятельности является психологической основой самостоятельности личности.

На становление самооценки в каждом возрастном периоде преимущественное воздействие оказывает соответствующая данному периоду ведущая деятельность.

 

Интересная статья? Поделись с друзьями:
Оставить отзыв