Особенности самооценки у школьника: общение со взрослыми

Решающее значение в развитии самооценки, на первых этапах ее становления, имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие ограниченности или отсутствия адекватного знания о своих возможностях ребенок первоначально принимает оценку окружающих, оценивая себя через призму взрослых. Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться позже.

Дошкольники имеют завышенную самооценку, но уже в этом возрасте они объективнее оценивают других, чем себя. Самооценка дошкольника оказывается более адекватной и критичной, если ребенок выполняет задание в присутствии других людей.

У первоклассников самооценка также завышена, как и у дошкольников. Но ее снижение происходит уже к концу первого года обучения. Самооценка детей, обучающихся в первом классе, почти полностью зависит от оценок их поведения и результатов деятельности учителей и родителей. Но уже ученики вторых классов оценивают свои достижения более самостоятельно. Большинство третьеклассников ориентируются только на самооценку, делая предметом критической оценки как себя, так и оценочную деятельность самого учителя. Если же самооценка школьника базируется преимущественно на оценке его отношений со сверстниками, то она либо адекватна, либо занижена. Учащиеся, как правило, хорошо различают оценку учителя и оценку сверстников. Но особое место занимает оценка родителей, их мнение о ребенке и его возможностях при формировании его самооценки.

Все сказанное свидетельствует о том, что самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что ребенок узнает о себе в процессе общения с другими, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Самооценка различных компонентов может находиться на разных уровнях устойчивости, адекватности, сформированности и так далее. Различные формы – единство, согласованность, взаимодополнение, конфликтные отношения — предшествуют процессу становления единой самооценки.

Ребенок не рождается с каким-то отношением к себе. Его самооценка складывается в учебно-воспитательном процессе, в котором основная роль принадлежит семье, детскому саду и школе.

 

Интересная статья? Поделись с друзьями:
Оставить отзыв